Семейный клуб
С Е М И Ц В Е Т И К
Москва, г.Троицк, Октябрьский проспект, д.4
тел.: 8-906-753-89-43
e-mail: fc7icvetik@mail.ru

Солнечный круг

Валерий Ашиков
Статья предоставлена журналом
"Престижное воспитание"
(подписной индекс 79402)

www.education.com.ru

Солнечный круг детства мчится быстро, и нужно успеть посеять в сознании и сердце ребенка зерна доброты, красоты, творчества и солнечной радости.
Забота взрослого требуется ребенку независимо от времени года. Забота не только о его физическом здоровье, но и о здоровье эмоциональном, психическом. А в этом преуспеть значительно труднее. Если же говорить о лете, то у взрослых к этому времени обычно накапливается усталость, а у малышей, напротив, и безоружный глаз отметит пик активности. Их одолевает жажда открытий, красоты и радости. Конечно, потребность в этом естественна для детей круглый год - ежемесячно, ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Чтобы как- то помочь родителям и воспитателям в регулярных занятиях с малышами, я написал маленькую книжечку "Солнечный круг. Сто занятий с детьми", фрагмент которой предлагается ниже.
Лето - пора активной жизни природы, роста, цветения, созревания. У детей тоже повышается потребность двигаться, играть на воздухе, общаться с природой. Лето особенно благодатно поэтому для воспитания любви к природе, для познания ее многообразия и красоты, для понимания и ощущения единства с ней. Покажите ребенку разные красивые цветы, бабочек, небо, полное игрою цвета и облаков, звезды, закаты и восходы. Помогая детям замечать это, мы развиваем и их и себя. Умение видеть, понимать и переживать прекрасное - прерогатива культурного человека. Малыш еще не умеет самостоятельно открывать мир, произнесите призывное "Смотри!" - и вы поможете ему в этом.
Чем можно заняться летом с ребенком помимо созерцания природы? Собиранием гербариев и других природных коллекций. Находя камешки, можно играть с ними, стараясь разглядеть "спрятанную" в них образность и красоту. Очень важно с раннего детства окружить малыша красотой, а она таится повсюду. Красивые впечатления дадут толчок красивым мыслям, они, в свою очередь, - красивым поступкам.
В своей школе "Семицветик" мы так и делаем. С самых первых лет жизни детей показываем им красоту природы, произведений искусства, красоту человека. Занятия весной и летом стараемся проводить также под открытым небом, среди цветов и деревьев. Там играем, там разыгрываем спектакли, там рисуем и лепим. Очень важно дать пространство. Постарайтесь хоть раз за лето вместе с ребенком встретить рассвет. Это останется в памяти надолго.
Ниже мы приводим игры с дошкольниками и младшими школьниками, которые, если периодически возвращаться к ним, помогут развить у детей внимательность, чувство ритма, координацию движений, мышление.

Планета мира

За год обычно накапливается много детских рисунков. Некоторые из них подойдут для какой-то выставки, подарка или будут оставлены на память. Но есть и такие, которым можно дать новую жизнь - в аппликации. Выкройте из большого листа ватмана максимально большой круг. Это будет наша планета. Вместе с детьми вырежьте из разных детских рисунков то, что ребятишки захотят поселить на Планете Мира. Скорее всего они выберут деревья, цветы, солнышко, животных, людей. Вместе с детишками наклейте на круг все изображения и фигурки, аккуратно и красиво заполняя белое пространство планеты. Обсудите с малышами, почему назвали ее Планетой Мира и что нужно, чтобы и на Земле был мир. Сотворенную сообща Планету можно поместить на стене, и она будет напоминать об этом интересном занятии, о мире и дружбе.

Дерево - наш друг

Ближе к лету наш друг преобразился. Листья разрослись, изменили свой цвет - и дерево стало пышным, густым. К нему то и дело подлетают птицы, подползают насекомые. Попытаемся угадать его настроение, заботы и радости. Теперь наш друг во всю трудится для всех нас - очищает воздух. У него есть и враги. Кто они - подумайте сами. Но есть и защитники, кто это? Интересно, заметим ли мы что- нибудь новое в нашем друге летом? Поживем - увидим.

Ритмические игры

Пришло лето. В помещении заниматься все труднее, детей тянет на воздух, к подвижным занятиям. Начнем играть во дворе, на площадке. Ритмические игры развивают внимание, чyвcтвo ритма, реакцию, приносят радостное настроение.
Прыжки под считалки
Встанем лицом к лицу с ребенком, возьмем его ручки в свои и начнем какую-нибудь считалку, не быстро. Например:
Две хлопушки, два хлопка
испугали хомяка,
холмик, деревце, овраг,
выходи скорей, хомяк!
Малыш должен почувствовать ритм считалки и начать легко на носочках в такт прыгать. Помогите ему лучше почувствовать ритм: держа ребенка за ручки, слегка поднимайте и опускайте их: вверх-вниз, вверх-вниз. Можно встать в круг с другими ребятишками и попрыгать всем под эту считалку.
Такое занятие хорошо повторять в течение всего года: чувство равномерной пульсации развивается в детях путем постоянных тренировок.
Хлопки под считалки
Сидя или стоя в кругу, начнем вместе хлопать в ритме разных считалок. Показываем детям, что скорость - темп - может быть разной. Начинаем с медленного и постепенно на следующих считалках ускоряем его. После чего стараемся держать равномерный темп, не ускоряем и не замедляем хлопки. В музыке это называется равномерной пульсацией.

Считалки

Витя-Титя карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Титя отпирается.

Попугай, попугай,
Ты меня не пугай,
Не болтай, не хвастай,
А скажи мне: здравствуй!

Что везешь, автомашина? -
Все, что есть на букву "а".
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.

Конечно, можно использовать любые считалки. Иногда дети сами предлагают их. Тогда им особенно интересно играть.

Па-па - ма-ма

Сядьте с детьми в круг и попробуйте ладошками пошлепать по коленкам. Получается. Теперь превращаем правую руку в Папу, а левую - в Маму. "Скажем" правой рукой, шлепая по правой коленке: па-па. То же самое левой: ма-ма. А теперь чередуя руки: па-па - ма-ма. Каждой рукой можно похлопывать от 4 до 8 раз.
Теперь превращаем наши руки в дедушку и бабушку. Значит, каждой рукой придется шлепать по три слога: де-душ-ка, ба-буш-ка. И так же по 4-8 раз каждой рукой. В музыке это называется соответственно дуоли и триоли.
Так можно прошлепывать свои имена и другие разные слова. Эта игра хорошо развивает координацию и мышление.

Имена

Дети сели или встали в круг. Вы хлопками задаете какой-то небыстрый темп, отсчитывая "раз, два, три, четыре". Затем дети под ваши непрекращающиеся хлопки последовательно называют свои имена. Надо стараться, чтобы ударение на имени совпало с хлопком. Игра удается, если никто из ребят не пропустил свой хлопок, не отстал от него и не опередил его. Когда все хорошо получается, можно ускорить темп. Играйте раз в одну сторону круга, раз - в другую. Игра кончается с завершением круга. Имена можно заменять названиями красок (красный, желтый и т.д.) или животных.
Игра мобилизует внимание, волю, развивает чувство ритма.
Топ-топ
Дети сидят или стоят в кругу. Начинаем вместе топать под считалку:
Топ-топ, кто идет,
Хлоп-хлоп, что несет?
Топ-топ, мы идем,
Хлоп-хлоп, мы несем. - Что?
Дети поочередно говорят, что они "нес-ли", и пальчиком в воздухе, как карандашом, рисуют то, что они "несли". В эту игру можно и нужно играть с разной скоростью - в разных темпах. Она развивает не только чувство ритма, но и пространственное воображение, координацию движений.

Прохлопаем песенку

Соберемся в круг и попробуем пропеть ладошками известную всем детскую песенку. Например, "В лесу родилась елочка". Каждая нота ее мелодии соотносится со слогом в тексте песенки. Наша задача - поочередно двигаясь по кругу и называя свой слог, прохлопать эту мелодию. Первый игрок хлопает на слог "в ле-", второй на "-су", третий - на "ро-", четвертый - на "ди-", пятый - на "- лась" и так далее. Делать это надо медленно. Скорость придет только после многих тренировок. Заканчивается игра, когда допета вся песенка или один ее куплет. Так можно прохлопать любую любимую песенку, главное - она не должна быть сложной в ритмическом отношении.

Угадай песенку

Выберите одну из любимых ребенком песенок. Пропевайте ее про себя и параллельно прохлопывайте ее. Нужно угадать, что это за песня. Задание совсем не простое, но все же чаще дети с ним справляются. Многое зависит от взрослого: насколько четко он поет про себя и насколько точно передает песню хлопками. Можно поменяться ролями и предложить детям загадать ту же загадку взрослому. Старайтесь хлопать и петь песню в привычном темпе.

Ритмическое эхо

Стоя друг против друга или в круг играть в ритмическое эхо удобнее. Объясните детям, что эхо удивительно точно вторит любому звуку. Потом предложите им побыть эхом, в точности повторяя то, что вы будете прохлопывать. Задавайте детям не слишком сложные ритмические фигуры. Если кто-то из играющих легко справляется с заданием, усложните для него ритм или ускорьте темп. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Для удобства можете про себя произносить какие-нибудь слова по слогам в ритм хлопкам. Пусть и дети задают вам такие же задания. Попробуйте умышленно ошибиться. Заметит ли это ребенок?

Подвижные игры

Найди платок

Дети выбирают водящего, потом зажмуриваются, а водящий в это время прячет платок. Прячут его на небольшой территории. Спрятав платок, водящий говорит: "Платок отдыхает". Все начинают искать платок. Направляет поиск тот, кто спрятал платок. Говорит "тепло", если ищущий близко от места, "горячо" - если очень близко, "огонь" - если платок надо брать. Когда поиск удаляется от места, нужно говорить "холодно" или "прохладно". Тот, кто найдет платок, не объявляет о находке, а незаметно подкрадывается к ближайшему от него игроку и касается его платком. Кого коснулся, тот и будет прятать платок.

Зернышки

Дети стоят или сидят в кругу. После слов команды все становятся зернышками. Для этого нужно сесть на пол или на землю, поджав под себя ноги и прижав голову к коленям. Так мы больше похожи на маленькие зернышки. Один ребенок идет по кругу и как будто поливает зернышки из лейки. Политые зернышки начинают постепенно прорастать, тянуться вверх, к солнышку. Дети сами решат, кем они станут - деревом, колоском или цветком. Вырастать надо не спеша, красиво вставая с коленок и вытягивая ручки вверх. При этом можно немного покачиваться в разные стороны. Полностью вытянувшись, пусть ребята постараются еще чуть-чуть потянуться, встав на носочки и приложив небольшое усилие, чтобы вырасти повыше.

Поймай беглеца с камешком

Дети выстраиваются в одну шеренгу, напротив них ведущий, а у него - камешек. Все протягивают вперед вытянутые руки ладонями вверх. Ведущий ходит перед детьми и делает вид, что кладет камешек в ладони. Наконец незаметно опускает его в чьи-нибудь ладошки. Кому достался камешек, тот бежит к условному месту. Остальные гонятся за ним, стараясь поймать, пока он не добежал до этого места. Если игрока не поймали, он становится ведущим. Если же его ловят, место ведущего занимает тот, кто первый коснулся беглеца с камешком.

Лошадки

По считалке ребята делятся на "лошадок" и "наездников". "Лошадкам" надевают повязки на рукава или на головы. На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся "лошадки", по другую - "наездники". "Лошадки", взявшись за руки, подходят к черте и говорят:
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Ушли пони со двора.
После этого разбегаются, а "наездники" их ловят и уводят в огороженное место - "двор". "Лошадки" должны все время щелкать языком "цок-цок-цок", пока их не поймают. Когда всех лошадок переловят, дети меняются ролями. Начинать ловить можно только после слов "... со двора".

Большая змея

На площадке определяется "змеиная нора". Один из участников изображает змею (для этого можно сделать маску). Змея выползает из норы, чтобы ловить других играющих. Тот, кого она ловит, берет ее за руку и помогает захватывать других. Так постепенно змея растет. Ловит "змея" двумя свободными руками (одна - хвост, другая - голова).
Когда змея разрывается, непойманные игроки могут прикоснуться к ней, и тогда она должна вернуться в свою нору, а принадлежавшие ей игроки стать свободными. Но затем "змея" снова выходит из норы.

Лев и антилопа

Водящего называют львом, а игроков - антилопами. В начале игры антилопы зажмуриваются, а лев прячется. Антилопы, досчитав до определенного числа, разбегаются по площадке, не зная, где лев. Неожиданно он набрасывается на них. Пойманные антилопы помогают льву ловить других.

Ну-ка, повтори!

Игроки становятся полукругом, перед ними, в центре, стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движение. Если игрок ошибается, водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, водящий выбирает того, кто займет его место.

Карусель

Один игрок, стоящий посередине, подает руки двум другим игрокам. Они крепко держатся, встают ближе к середине и отклоняются назад. Центральный игрок начинает вращаться, и оба других вслед за ним. Чем быстрее, тем интереснее.

Летающий мешочек

В небольшой льняной мешочек нужно положить для веса немножко мелких камешков или что-нибудь другое. Привязать длинную веревку - и летающий мешочек готов. Дети образуют круг. Один игрок помещается в середину круга, приседает и начинает крутить мешочек. Остальные стараются мешочек перепрыгнуть. Если кого-то задело мешочком, он выходит из круга. Последний игрок может крутить мешочек на следующем круге.

Поезда

Каждый игрок строит депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий-паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим-паровозом.

Аист и лягушки

На земле или на асфальте рисуется игровое поле - большое озеро с бухтами, мысами, островками. "Лягушки" сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает "аист". Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя лягушка становится новым аистом.

Земля, вода, воздух, огонь

Ребята становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", вода", "воздух" или "огонь". Если водящий сказал: "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птицы. После слова "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. 3атем мяч возвращается ведущему.

Птицы

Дети по считалке выбирают "хозяйку" и "ястреба", остальные - "птицы". "Хозяйка" тайком от "ястреба" дает название каждой птице: "кукушка", "ласточка", "воробей" и т.д. Прилетает "ястреб" и начинает переговоры с "хозяйкой".
- Зачем пришел?
- За птицей.
- За какой?
Ястреб называет, например, кукушку. Кукушка выбегает, ястреб ее ловит. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц. Ястреб может гнаться за птицей только после того, как она переступит линию и побежит по площадке. Пойманная птица выходит из игры.

Серый кот

По считалке ребята выбирают "кота", остальные - "мыши". "Мыши" встают за "котом" в колонну. Колонна движется по площадке. Между котом и мышами происходит разговор:
- Есть мыши в стогу?
- Есть!
- Боятся кота?
- Нет!
- А я, Котофей, разгоню всех мышей!
Мыши разбегаются, кот ловит их. Кого поймает, тот становится котом. Разбегаться можно только после заключительных слов кота.

Ниточка-иголочка

По считалке выбирают водящего - "иголочку". К нему присоединяются по желанию несколько человек - "ниточка". Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие "ниточку" и "иголочку", берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - "иголочка".
"Иголочка" бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а "ниточка" должна точно повторить ее путь.

Охотничий мяч

Дети собираются вокруг "охотника", который потом будет за ними охотиться. Охотник подбрасывает вверх мяч и, когда он отскакивает от земли, ловит его. Как только "охотник" подбросил мяч, игроки должны быстро разбежаться в разные стороны. Подбрасывает мяч "охотник" со словами "мяч лети". Ловит со словами "мяч стой". На этих словах все разбегающиеся игроки должны остановиться и замереть. "Охотник" целится и бросает мяч в того, кто ближе. Тот, в кого "охотник" попал, становится "охотником".

Последняя пара, вперед!

Игроки делятся на пары, берутся за руки. Тот, кто остался один, водит. Пары стоят друг за другом. Впереди, на три метра от первой пары, стоит водящий, спиной к игрокам. Неожиданно он кричит: "Последняя пара, вперед!". Последняя пара бежит вперед. Они должны, обойдя водящего, взяться перед ним за руки. Водящий не может оглядываться и поворачивать голову, он видит игроков лишь тогда, когда они оказываются перед ним. Теперь он бросается к одному из них и старается поймать, прежде чем они возьмутся за руки. Если ему это удается, то пойманный игрок становится водящим, а бывший водящий образует пару с оставшимся игроком. Они становятся в ряд первой парой, и игра продолжается.

Поймай змею за хвост!

Игроки строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди - голова змеи, последний - хвост.
Голова змеи пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга не должна разрываться. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новый хвост - игрок, ставший в шеренге последним.

Игра в школу

На земле чертят длинный прямоугольник и разбивают его на классы. Каждый класс - квадрат по полметра. Это школа. Выбирают учителя. Он берет маленький камешек, прячет его за спиной в кулак, вытягивает руки вперед. Один из "учеников" должен отгадать, в какой руке камешек. Если это ему удалось, то он получает право бросить свой камень в квадрат первого класса так, чтобы камешек остался там. Если это получится, он снова угадывает и в случае удачи бросает камешек в квадрат второго класса. Если камешек не попадает в квадрат или "ученик" неправильно отгадает, то он остается в первом классе и очередь переходит к следующему "ученику". И так далее. Кто первым закончит все классы, тот победитель.

Назад

Главная|Новости|О клубе. Как вступить в клуб|Как с нами связаться|Полезная информация|Виртуальная галерея наших работ|Домашний семицветик