Семейный клуб
С Е М И Ц В Е Т И К
Москва, г.Троицк, Октябрьский проспект, д.4
тел.: 8-906-753-89-43
e-mail: fc7icvetik@mail.ru

Психологическое обоснование развития психики ребенка в рамках воспитательно-образовательной программы «Семицветик»

В соответствии с поставленными в программе целями гармоничного развития личности детей, их способностей и задатков через восприятие Культуры и Красоты, предлагается психологическая модель создания условий такого развития.

Мы исходим из теории С.Л.Рубинштейна, раскрывающей реальныевозможностипсихического развития человека в их природном и социальном аспектах. Аименно: понимание того факта, что при становлении личности внешние причины (социальные факторы) действуют на человека только через его собственные внутренние условия (природные факторы); понимания того факта, что психическое не только проявляется, но и формируется и развивается в деятельности; и,наконец, понимание психического как процесса, причем не просто «происходящего»,но и развивающегося и развивающего человека. Эти три принципа – принцип детерминации психической деятельности, принцип единства сознания и деятельности и принцип развития – явились для нас основойпри создании условий развивающего воспитания.

Для начала необходимо уточнить, какие именно качествавключаются в понимание гармоничной личности, что именно желательно воспитывать. Условно разделим их на природные, социальные и «смешанные».

Психические процессы, как познавательные, так и эмоционально-волевые, в наибольшей степени зависят от природных свойств каждого конкретного человека. Например, они зависятот типа высшей нервной деятельности, темперамента, генетических предпосылок, от особенностей протекания психо-физических и физиологических процессов и т.п. Однако, несмотря на некоторую природную «заданность», все психические процессы хорошо поддаются развитию. Например, хорошо развиваются все познавательные процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Но их нельзя «сформировать», «насадить», так как они целиком зависят от природных, уже заложенных или незаложенных задатков и способностей. Можно лишь развить то, что заложено природой. Другими словами, воспитатель, учитывая принцип детерминизма, понимает, что его внешние педагогические воздействия обязательно преломятся через внутренние(например, природные) условия ребенка. Поэтому результат воздействия будет обязательно и закономерно различен у разных детей. Задача же воспитателя – оптимизировать процесс развития, найти для него наилучшие условия. К примеру,воспитание чувства прекрасного можно начинать очень рано, собственно – с самого рождения ребенка. Оно начинается с развития тонкости ощущений – тактильных (прикосновений материалов разной структуры – бархат, шелк и т.д.), температурных, звуковых, цветовых, вкусовых, обонятельных. Способностидетей различны, поэтому в зависимости от задач воспитателя можно утончать ощущения, которыми ребенок особо одарен, либо развивать все в равной степени. (См. программу для младшей группы).

Качества, появляющиеся в течение жизни человека, в большей степени зависят от социального фактора, и роль воспитания здесь более заметна и значима. Однако и здесь следует подчеркнуть, что наша концепция подразумевает не насильственное формирование, сходное с зомбированием, того или иного «нужного» качества, а создание благоприятных условий для взращивания, прорастания позитивных и коррекции, нивелирования негативных человеческих свойств и качеств. Речь идет о свойствах личности, ее направленности, чертах характера и формах поведения.

К «смешанным», промежуточным качествам условно отнесем состояния человека: устойчивый интерес, творческий подъем, убежденность, сомнение, апатию, угнетенность и др. Качества, имеющие «сердечную» природу – любовь, добросердечие, альтруизм и т.п., - не объясняются исключительно природно или социально. Добросердечный человек в самой суровой социальной обстановке сохраняет доброту сердца, а кажущийся добрым (и даже сентиментальным) человек проявляет порой нечеловеческую жестокость. Эти качества -особые и по природе своей и по общечеловеческой значимости, поэтому выделены в особую группу и внимание к ним в нашей программе тоже особое.

Из первой группы природных качеств нашей программой предусматривается специальное развитие процессов внимания, ощущений, восприятия, воображения, мышления, памяти, воли и эмоций. Все разновозрастные программы включают в себя условия такого развития, хотя и в разной степени. Так, программа для младших специально развивает процессы ощущений, восприятия и эмоциональной сферы. Программа «Мир вокруг» делает акцент на развитии внимания, мышления, памяти, воспитание чувства прекрасного. Театрализованные представления специально развивают воображение, представления, чувства свободы, уверенности, а также эмпатии (умения поставить себя на место другого) и рефлексии (умения оценить себя самого в разных ситуациях), воспитывают чувства патриотизма, храбрости на примерах эпоса разных народов. Занятия живописью имеют специальной целью развитие восприятия и мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, а не только обучение технике рисования. Кроме того, эти занятия в яркой образной форме позволяют показать детям прекрасные образцы культуры и создают условия для собственной творческой деятельности ребенка. Занятия оригами позволяют развивать у детей пространственное мышление, развивают память, воображение. Тонкая мануальная деятельность способствует развитию лобныхдолей мозга, что благоприятно сказывается на общем интеллекте детей. Музыкальные занятия (танцевально-двигательные игры и шумовые оркестры) специально направлены на необходимый для детей выход энергии иодновременно развиваютчувство ритма, радости, общения. Музыкальное же сопровождение всех занятийспециально подобранной музыкой обеспечивает условия для возникновения нужного настроения у детей и оптимизирует процесс воспитания.

Втораягруппа социально формируемых (или точнее – трансформируемых)качеств – свойства личности. Как известно, личностные качества складываются на природной основе под воздействием социальной среды. Так, темперамент (динамические характеристики нервных процессов: их сила, скорость, выносливость, лабильность) имеет врожденную природу и не меняется на протяжении жизни. Однако темперамент прекрасно корректируется воспитанием, и буйный холерик становится образцом сдержанности, а вялый флегматик – душой общества. Или такое качество как направленность личности (интро-, экстра- или амбовертность) – врожденное качество, но может развиваться под влиянием воспитания, приобретая разные формы в разных ситуациях. Характер – комплексное сочетание качеств, составляющих стержень личности, также во многом обусловлен врожденными свойствами человека, но формируется самим человеком или воспитателем (в самом широком смысле) так значимо, что иногда считается целиком социально обусловленным.

Программа предусматривает работу воспитателя в развитии личностных качеств ребенка. При этом воспитатель не останавливается на фиксировании в ребенке тех или иных качеств, но способствует их развитию или изменению. Применяется тактика избегания фиксации на негативных чертах при усиленном акценте на положительные моменты в личности ребенка.

Из третьей группы качеств, на которые программа обращает особое внимание, следует отметить следующие:

- Устойчивый интерес у детей к разным видам деятельности для расширения зоны их деятельности. Это воспитывает любознательность, интеллектуальную активность и позволяет проявиться способностям ребенка.

- Любовь к миру, к жизни, к людям как глобальное качество в эволюции человечества; признание ценности любой жизни. Это качество расширяет сознание ребенка до планетарных масштабов, готовит его к решению экологических задач.

- Радость как личностная черта – это великая мудрость. Радость – это оздоровитель тела и духа человека, она обеспечивает лучшее качество жизни, большую психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, рождает оптимизм, открывает лучшие перспективы для ребенка. Но радость требует осознанного воспитания и практики, что и предусматривает наша программа.

- Добросердечие, доброжелательность – качества необходимые для успеха социальных отношений людей в любом возрасте. Однако формируются они в детстве. В формировании этих качеств основную роль берет на себя личный пример педагога, а также создание условий взаимопомощи детей, в которых эти качества могут закрепиться.

- Равновесие, устойчивость характера обеспечиваются общей спокойной, благожелательной обстановкой на занятиях, поддержкой всякой инициативы ребенка, одобрением малейших его успехов, утверждение его веры в себя, признанием его успехов окружающими. Здесь воспитатели считают оправданным умеренное авансирование.

- Целеустремленность как базовое качество личности, позволяющей ейпостоянно совершенствоваться, развиваться, двигаться вперед, находится в зоне особого внимания воспитателей. С этой целью на любых занятиях выясняются желания детей и преобразуются в цели. Например, выясняется, что ребенок хочет нарисовать рыбку. Пока это желание. Воспитатель спрашивает, какая она будет, где живет, в каком ракурсе ее видит ребенок, для чего он хочет ее изобразить. Другими словами, воспитатель помогает построить образ рыбки. Теперь этот образ стал целью, а не только желанием. Задача воспитателя – проследить, чтобы цель была максимальнодостигнута, т.е. чтобы целеустремленность ребенка нашла свое воплощение. Так, по каплям, воспитывается это замечательное качество.

Важно сказать о стиле работы воспитателей и общей обстановке на занятиях. Принципиально важным является то обстоятельство, что детям не делают замечаний, не порицают, не наказывают никаким образом. Все негативное в поведении детей игнорируется, не замечается и перекрывается противопоставлением позитива. Этот прием направлен на то, чтобы не привлекать внимание детей к отрицательному, а сразу обратить их внимание на положительное.

Кроме того, обычно негатив идет от одних и тех же детей. Если бы им делали замечания, то у других детей сформировался бы образ «плохого» ребенка, что совершенно неприемлемо для нашей концепции. Радостная творческая работа в среде единомышленников очень плодотворна и дает хороший опыт детям для их последующей жизни.

Итак, основным вектором развивающего воспитания является направление на радость творческого отношения к жизни, на реализацию потенциала ребенка,на расширение его сознания, воспитание миролюбия и добросердечия.

Путляева Л.В., кандидат психологических наук.

Назад

Главная|Новости|О клубе. Как вступить в клуб|Как с нами связаться|Полезная информация|Виртуальная галерея наших работ|Домашний семицветик