Такие игровые занятия мы называем «живыми картинами». Подбор костюма с
максимальной похожестью на оригинал – для нас не главное, главное – то, что почувствует
ребенок, когда «перевоплотится» в героя картины, что в нем откроется и как запомнит этот образ.
Всегда мы видим, что лица малышей и малышек, когда они становятся мадоннами или
богатырями, рыцарями или прекрасными дамами, меняются, становятся взрослыми,
вдумчивыми. Подражание прекрасному образу тоже есть элемент воспитания, причем очень
значительный.
Двухлетние дети еще не понимают сюжетов сказок, но очень впитывают их дух и образы,
которые видят в книгах (иллюстрации детских книг должны быть прекрасными), в мультфильмах и
т.д. В нашем сказочном театре мы даем детям только красивые костюмы, они привыкают к
качеству цветовой гаммы, слышат прекрасную классическую и народную музыку. Музыка –
неотъемлемая часть нашего театрально-игрового творчества. Мы тщательно подбираем музыку к
сказкам, делаем фонограммы к нашим мини-спектаклям. Музыка очень помогает сделать
театрализованную игру живой, наполненной различными настроениями и чувствами. Дети это
хорошо воспринимают, реагируют на музыку, начинают ассоциировать ее с тем или иным
персонажем или действием, происходящим в сказке.
Для развития восприятия музыки у детей, ее образного восприятия мы систематично
проводим так называемые игры с музыкой. Например, под первую, торжественную
вступительную часть 1-го концерта П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром мы зовем
солнышко – каждый ребенок берет детский гимнастический обруч (солнышко), поднимает его,
кружится с ним. Далее делаем большой хоровод, держась за обручи. И вот музыка меняется –
прилетела туча, закрыла солнышко, мы ложимся на ковер с обручами – солнышка не видно.
Зовем ветер, чтобы он прогнал тучу, в музыке есть такой фортепианный пассаж, напоминающий
ветер. Итак, туч больше нет, музыка нам говорит, что солнце снова появляется на небе, мы встаем,
делаем то, что в начале: поднимаем над головами высоко обручи, кружимся с ними, делаем
большой солнечный круг-хоровод, и солнышко уходит за горку, музыкальный фрагмент
заканчивается. Так в игре дети начинают прислушиваться к музыке – что она рассказывает, лучше
слышать ее и учатся что-то в ней видеть в своем воображении. Подобных игр с музыкой у нас
несколько, это праздник цветов под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», танец цыплят под
«Пиццикато» Делиба, скачки лошадок под польку«Трик-трак» Штрауса, танец ветерка под музыку
Френсиса Лея к кинофильму «Мужчина и женщина» и другие.
Также для того же развития восприятия музыки мы с детьми регулярно играем в нашем
ритмическом оркестрике, где дети выбирают себе один из шумовых инструментов (их у нас
большая коллекция со всего мира) и играют под музыкальные фонограммы. Преимущественно
это музыка народов мира, в которой можно услышать многогранную палитру веселых и
радостных настроений и ритмов.
Если для двухлетних детей главное – это целостный образ, который мы находим в каждой
сказке, и который у них остается в памяти, то трехлетние дети уже начинают понимать, что в
сказке происходит, некоторые причинно-следственные связи в ней. Играют они уже более
осмысленно, легче воспринимают костюм, который добровольно одевают на себя и т.д. С этим
возрастом мы начинаем постепенно осваивать сюжеты сказок, смысл в них происходящего. Ну и в
дальнейшем четырех, пяти, шестилетние ребята уже хорошо начинают понимать, что и почему в
сказках происходит, кто носитель добра, а кто нет. Если кому-то что-то пока трудно понять,
педагог объясняет, терпеливо доносит до каждого ребенка смысл поступков того или иного героя
сказки и всего, что в ней происходит. Более старшие дети осознанно выбирают себе роль, при
этом любят с кем-то из детей меняться, попробовать себя в разных ипостасях: и зверушкой, и
принцессой, и богатырем или царем, ветром, солнцем, цветком…