Семейный клуб
С Е М И Ц В Е Т И К
Москва, г.Троицк, Октябрьский проспект, д.4
тел.: 8-906-753-89-43
e-mail: fc7icvetik@mail.ru

Еще раз о воспитании

В. Ашиков

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».
К. Гельвеций

Русское слово «воспитание» без приставки «вос» превращается в слово, обозначающее обычное питание организма пищей. Приставка «вос» делает это слово каким-то особым видом питания, и, очевидно, питанием какой-то особой пищей.
Если каждая мать кормит (питает) своего ребенка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает, считая это своей священной обязанностью. Без питания ребенок не выживет, а без воспитания выживет, - считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребенка, его сознание и лучшие человеческие качества, способствуя росту и формированию внутреннего человека. Как же без этого?! Без правильного, доброго, мудрого воспитания может вырасти здоровый жеребец, но не Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным будет представлять собой в зрелом возрасте нечто мрачное, и даже опасное. А сейчас мы это видим гораздо раньше, уже в подростковом возрасте, а может и еще ранее. Поэтому без воспитания может как-то выжить чисто физический, грубо материальный человек, но не человек духовный, полноценный, гармоничный Человек.
Какова же все-таки истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант говорил: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы», а еще до него Демокрит – «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».
Как видно из этих слов человек не рождается совершенным, его природа требует этого и задача всей жизни человека стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному, и в этом стремлении становиться более совершенным человеком. Об этом говорили абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины, и именно воспитание этому служит.
В век материального бума лучшие духовно-нравственные качества человека воспитанные в нем с детства могут кому-то показаться не только не нужными, но даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Следуя подобным взглядам и убеждениям, мы можем постепенно неизвестно куда скатиться. Давно известно, что не хлебом единым жив человек, и добром держится мир. И потому вечные и истинные блага и ценности должны быть также стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы питать ими ребенка. Лев Толстой писал: «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому  ничто не помогает столько, как дети», «нет проблемы воспитания, есть проблема самовоспитания», а древне китайский философ и мудрец Конфуций более двух с половиной тысяч лет назад наставлял своих учеников: «Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?». Если воспитатель ко всему этому безразличен и считает, что достаточно проводить определенные мероприятия с детьми, не погружаясь в подобные «высокие материи», то можно вспомнить что на этот счет писал выдающийся советский воспитатель и педагог Сухомлинский: «Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Конечно, воспитание без определенных приемов и продуманных мероприятий невозможно, но без душевного контакта с ребенком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мертвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
О воспитании говорить стоит, необходимо, потому что к большому огорчению ни школа, ни в большинстве случаев семья его не дают. Воспитание дело дошкольное в первую очередь, и, подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы компенсировать и заполнить этот опасный пробел. Как это ни трудно, но делать это необходимо.
Великий русский врач, хирург и педагог Н.И. Пирогов говорил: «Воспитание должно идти впереди образования». И это очень важно, потому что образование не может компенсировать недостаток воспитания. Невоспитанный в добре, красоте, любви человек может как угодно распорядиться своим образованием, и это мы постоянно видим в жизни. Образованные, но не воспитанные должным образом деятели создавали средства массового истребления, уничтожали природу, продолжают уничтожать все высшее, что есть в человеке, и все это с помощью образования, которое они сполна получили. Поэтому о воспитании, которое должно быть основой правильного образования, следует не просто говорить, о нем следует бить в колокола!
Сегодня стало очень заметным как воспитание постепенно уходит из сознания народа, подобно воде исчезающей в песке. В особенности это относится к новым поколениям, к более молодым. Если раньше в России, а затем в годы советской власти о воспитании говорили достаточно много, и уделяли ему большое место в жизни народа, то в 90-е годы ХХ века эта тема стала нивелироваться. В Законе об образовании 1992 г. вообще нет слова «воспитание». Удивительно, как журнал «Дошкольное воспитание» не переименовали сверху. Наши детские сады стали дошкольными образовательными учреждениями, но где же воспитание? Оно осталось в совести людей, в сердцах тех, кто верил и верит в великую силу и значение воспитания, кто считает его не только своим профессиональным, но и моральным долгом. И хотя современный мир вроде бы устремился к большим знаниям и более раннему их приобретению, но надо бы всем помнить слова Виссариона Белинского – «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения все, чем высоко и свято бытие человеческое».
Нивелируя и искажая смысл воспитания, а тем самым само воспитание, не зная что воспитываем, к чему стремимся, к какому Человеку, мы тем самым нивелируем и уничтожаем саму мораль, нравственность, истинные идеалы и ценности. Насколько это опасно для общества мы должны понимать. И подходили мы к этому постепенно, постепенно из общества, из семьи, из наших детских садов и школ стала уходить идея воспитания более совершенного Человека, постепенно технократическая цивилизация навязывала свои идеалы и принципы. Но утрата истинных идеалов грозит катастрофой, и эта культурная, духовная катастрофа уже видна! Следствия не заставили себя ждать. Что посеешь, то и пожнешь, - говорит пословица, и мы пожинаем сегодня чудовищные результаты пренебрежения идеалами воспитания. Когда-то я писал в журнале «Дошкольное воспитание», что наши детские сады в это трудное, грозное время стоят как заставы богатырские, сохраняя идеи добра, нравственности, красоты в воспитании детей; что они не погнались за модой и не стали пичкать детей, в угоду может быть даже родителей, тем сурогатом массовой культуры, который буквально хлынул из всех источников информации на бедные детские головы. И это правда. Сохранив известный консерватизм, дошкольное образование тем самым сохранило то доброе, что было им накоплено в советские годы и еще раньше. Но жизнь идет вперед, и вынуждает развиваться, обновляться, набирать новые силы. Долго ли наши сады сохранят лучшее, что в них есть, сохранится ли сама система дошкольного воспитания, это неизвестно, но в какие бы новые формы нас жизнь не заставляла перейти, мы обязаны сохранить идеалы воспитания, как самое главное! Внося свой маленький вклад в это важное дело автор пишет эту статью и предлагает воспитателям новый «Вестник Воспитателя», который надеемся в ближайшем будущем появится в каталоге подписных изданий, а пока его можно заказать по почте наложенным платежом по адресу: 142190, Московская область, г.Троицк, а/я-36.
В древности, когда народ еще был неграмотным, детям пелись и сказывались былины, в которых герои, богатыри были примером и идеалом. Невозможно было достичь их уровня, но к этому стремились как чему-то реальному. Также примеры великих подвижников, святых вдохновляли людей на преодоление трудностей, на подвиги самоотвержения, на победы над собой. Прекрасной музыкой, искусством воспитывали в Древней Греции, на примерах великих героев и богов воспитывали в Индии, и таких примеров много. Природа, Искусство, Светочи мира – вот кладовые, из которых можно бесконечно черпать пищу для воспитания. Но воспитанием невозможно заниматься формально, механически, как это делают некоторые, так называемые учителя, в школах, которые приходят на урок, проверяют заданный материал, выставляют оценки, выдают какую-то информацию и уходят. По такому пути легко дойти до роботов, которые лучше будут справляться с поставленной задачей. И не даром эта тема уже активно обсуждается в мире: компьютеры, дистанционное образование и т.д. Как мы уже говорили, чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть живым соучастником этого процесса. Ведь воспитание – это же не передача информации для запоминания, а передача своих чувств, энергии по каналам сердца ребенку вместе с тем материалом, который мы используем в воспитании. Вспоминается, как в одном детском саду ко мне подошла воспитатель средней группы и попросила какую-нибудь классическую музыку, чтобы дать ее прослушать детям в группе на занятии. Я дал пластинку с записью музыки Эдварда Грига «Пер Гюнт», норвежского композитора-классика, считая, что короткие и образные произведения будут восприняты детьми.
Вскоре воспитатель принесла мне мою пластинку, лицо у нее было невеселым. Я спросил, как прошло занятие. Она с явным разочарованием поведала, что дети не слушали, и что вообще они такие и сякие и им ничего не интересно. Тогда я спросил у нее, а как ей самой, понравилась ли музыка? Она незаметно смутилась и ничего не ответила. Вот пример, когда человек, сам не чувствуя, не проникшись тем, что несет детям, получил результат – безразличие детей. И мы знаем другие примеры, когда воспитатель так увлеченно, с чувством рассказывал детям о чем-то, будь-то музыка или сказка, что глаза малышей горели, и им надолго запоминались эти минуты. Здесь уместно привести слова В.Ф. Одоевского: «Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы?
Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами».
Быть живым мостиком между миром Прекрасного и детьми задача не простая. Это требует напряжения духовных сил, самоотдачи, любви. Но что же делать? Постепенно, понемногу можно пытаться находить в жизни красивое, благородное, прекрасное, окружать этим детей, и самим стараться увидеть в этом красоту, совершенство, радость и вдохновение. Радость неизменно сопутствует красоте и всему прекрасному. Постепенно, из раза в раз совершая усилие, мы будем все больше и больше замечать, слышать, понимать то, что кроется в той необыкновенной «пище», которой будем питать детей, начнем радоваться своим открытиям и достижениям, получать радость от того, что делаем. Так шаг за шагом, будучи последовательны и постоянны, не сворачивая с пути, мы придем к истинным ценностям и настоящим свершениям в своем деле.
Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеются зерна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Также и в воспитании, надо не пропустить время посева, напитать детское сознание лучшими зернами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, ее благосостояние и благополучие определяют люди – сегодняшние дети!
Остается надеяться, что воспитание, как одна из высших необходимостей человеческого бытия сохранит себя. Оно, воспитание, как и все высшие и вечные общечеловеческие ценности, бессмертно в своем значении и смысле. И только от нас самих зависит, насколько мы в это верим и этому следуем.
Вот сколько всего кроется в этой маленькой приставке «вос».

Назад

Главная|Новости|О клубе. Как вступить в клуб|Как с нами связаться|Полезная информация|Виртуальная галерея наших работ|Домашний семицветик